Как работать с эпоксидной смолой: для начинающих

Что такое эпоксидная смола
Эпоксидная смола представляет собой двухкомпонентный термореактивный жидкий полимер. Простым языком — продукт, состоящий из двух жидких компонентов А и B (где «А» — смола, а «В» — отвердитель), которые смешиваются в определенных пропорциях и запускают процесс отверждения с выделением тепла.
В результате жидкая смола, заливаемая в силиконовые формы, опалубку или поверх заготовок, становится такими же прочными, как прочный пластик, украшениями, картинами, подносами, подставками и даже столешницами.
Как работать с эпоксидной смолой для начинающих
Работы со смолой следует проводить в хорошо проветриваемом или вентилируемом помещении с пониженной влажностью при температуре не ниже 20 и не выше 25-27°С. Смола очень боится влаги, поэтому ее не должно быть в формах/заготовках, иначе после застывания на поверхности изделия могут появиться нечеткие пятна и другие дефекты. Поэтому также не рекомендуется работать со смолой во время и после дождя или вблизи воды.
Подготовка:
- Работа со смолой начинается с подготовки рабочего места: его необходимо застелить защитной пленкой/полиэтиленом/силиконовым ковриком, так как смола хорошо прилипает после отверждения, в крайнем случае – бумагой или газетой.
- Для смешивания смолы потребуются: емкость для смешивания смолы (2-3 пластиковых стаканчика или пара силиконовых), а также палочки для перемешивания и салфетки, чтобы можно было быстро вытереть пролитый продукт. Смола смешивается только на вес, поэтому электронные весы тоже пригодятся.
- Не забывайте средства защиты и правила безопасности: респираторы, перчатки, фартуки.
- Подготовьте основу (артборд, холст, силиконовую форму) куда будете лить смолу. Для окраски смолы нужны жидкие красители или порошковые пигменты – ни в коем случае не берите красители на водной основе, используйте специальные красители для смолы. В качестве украшения можно взять глиттер, стеклянную крошку, кристаллы, сухоцветы, жемчуг, ракушки.
Основная часть работы
Первое, что понадобится для работы, это емкость для смешивания компонентов, два шприца со снятыми иглами, компоненты А (эпоксидный компаунд) и B (отвердитель, запускающий реакцию полимеризации и активно в ней участвующий). Также понадобится лопатка с плоским наконечником, такой наконечник при смешивании компонентов вызывает меньше пузырей, что нежелательно.
Из компонентов А и В наиболее реакционноспособным является компонент В — отвердитель. Кроме того, он не такой густой, как смола. Поэтому при отмеривании для смешивания очень равномерно выдавливайте материал из шприца, чтобы брызги не попали на кожу или одежду. Не отмеряйте смесь и отвердитель одним и тем же шприцем – промаркируйте их, чтобы потом не перепутать.
Затем компоненты смешивают. Перемешивание следует производить без энергичных усилий, чтобы избежать образования пузырьков. Дело в том, что консистенция замешанного состава напоминает мед, и пузырькам воздуха нужно время, чтобы выйти из густой смеси. Это не всегда возможно, потому что смесь может очень быстро загустеть. Если наличие пузырьков воздуха критично, отливка может быть повреждена. Наличие пузырьков воздуха не критично только в массе эпоксидного клея, где эстетические критерии не обязательны.
Этапы застывания эпоксидной смолы
Поскольку полимеризация состава происходит с течением времени, при необходимости можно проводить некоторые манипуляции с постепенно загустевающим составом. Этапы отверждения:
- Жидкая стадия. Смесь компонентов легко стекает с палочки-мешалки. Этот момент идеально подходит для заливки любой формы, так как смола за счет своей текучести хорошо заполняет мельчайшие впадины и шероховатости за счет повышенной адгезии.
- Текучая. Обычно в это время, если масса смолы представляет собой не тонкий слой, а заполняет компактный объем, она сама нагревается, иногда весьма заметно, до 45-55°С градусов. Чем выше температура смеси, тем быстрее пойдет процесс полимеризации. Если нужно замедлить быстрое затвердевание, можете поместить форму, в которой происходит реакция в большой сосуд с ледяной водой или даже с мелко измельченным льдом.
- Резиновый этап. Состав уже не липнет к рукам, вся масса компонентов А и B прореагировала, но твердости еще недостаточно. На этом этапе, если позволяет форма, заготовку можно растянуть, скрутить или иным образом деформировать. Правда, как и резина, он имеет свойство принимать свою первоначальную форму, поэтому, если хотите его изменить, деформацию надо зафиксировать.
- Прочный полимер. Не гнется, не продавливается. На ощупь как стекло или твердый пластик.
Время полного затвердевания у разных производителей разное. Это связано с разными способами получения смолы, разными компонентами, из которых она синтезируется, но в основном время полной полимеризации зависит от состава отвердителя. Есть такие, которые работают при комнатной температуре, и время полного застывания у них составляет 24-48 часов, а окончательного до недели и даже больше.
Арт-борды и молды
Для росписи смолой на готовых арт-бордах, подносах, холстах и других подложках используется смола средней и густой вязкости.
Арт-борд обычно ставится на 4 стакана, чтобы лишняя смола могла свободно стекать с заготовки. Также можно заклеить края и дно основы малярным скотчем, чтобы излишки загустевшей смолы можно было легко удалить.
Подготовка смолы к заливке: разлейте смешанную смолу в 3-5 небольших емкостей и покрасьте каждую часть в определенный цвет. Помимо классических красителей, можете добавить перламутровые пигменты и другие наполнители для придания изображению уникальных эффектов. Сделать работу более интересной помогут также модификаторы и краски для «сотового» узора, стеклянная крошка для имитации кристаллов, блестки и другие декоративные материалы.
Саму роспись можно выполнить, попеременно наливая смолу разных цветов, распределяя материал шпателем для создания интересного узора, а можно с помощью фена воздействовать на смолу по поверхности.
Также можно попробовать роспись методом «грязного стакана»: в один большой стакан наливают смолу разных цветов, но предварительно не перемешивают, смола медленно и аккуратно выливается на заготовку и распределяется шпателем.
Не забудьте быстро пройтись по поверхности картины пламенем ручной горелки, чтобы удалить пузырьки воздуха, образующиеся при смешивании смолы.
Бижутерия
Для изготовления украшений используется жидкая смола и подходящие маленькие формочки. В создании могут помочь прозрачные и непрозрачные красители, светящиеся в темноте пигменты, пайетки, сухоцветы и другие декоративные материалы.
В заливку перед застыванием можно вставить крепления для подвеса. Но мастера на профессиональном уровне работа этим не ограничивается: заготовки шлифуются, полируются, делаются отверстия для крепежа/веревки, крепится золотая или серебряная фурнитура и декор.
Внутрь украшения часто вставляют целые бутоны, в результате чего получаются подвески с «вечными» цветами, не теряющими своего оттенка.
Также можете моделировать интересные эффекты внутри ювелирного изделия. Например, белая или цветная «дымка», сделанная с помощью шприца или палочки для рисования, смоченной в смоле.
Столы и большие заливки
Отливка больших проектов самая сложная область, требующая значительного опыта работы со смолой. Дизайн такого изделия целиком зависит от вашей фантазии: это могут быть столешницы, наполненные деревом, пробками, крышками, сухоцветами и прочим декором. Также можете использовать непрозрачные цвета, полупрозрачные или перламутровые металлические пигменты.
Для создания классической столешницы из смолы и дерева сначала сооружается опалубка: доски крепятся в виде «коробки», внутренняя часть проклеивается плотной глянцевой пленкой, а стыки промазываются силиконовым герметиком.
Сама древесина хорошо просушивается и покрывается тонким слоем смешанной смолы для герметизации материала, ожидая полного отверждения — 24 часа. Однако, перейдя к основной заливке, имейте в виду, что:
- эпоксидные смолы для столов имеют ограничение по толщине заливки, превысив его рискуете перегреть смолу и повредить изделие.
- большой объем смешанной смолы, оставленный в таре на длительное время, также может перегреваться, поэтому рекомендуется работать быстро и выливать сразу после смешивания, либо разливать смолу в несколько меньших емкостей.
Как обрабатывать изделия из эпоксидной смолы
Если результат не устраивает, полученное изделие можно «подправить». Например, если во время отверждения на смоляную картину попал небольшой ворс или пылинки, поверхность можно покрыть дополнительным прозрачным слоем: смешать небольшое количество смолы и вылить на поверхность и отправить отвердевать.
Для создания верхнего слоя можно использовать заливочную смолу или продукт для создания термостойкого слоя с отличной защитой от царапин.
Еще один вариант коррекции – шлифовка и полировка. Этот вид обработки изделий не так прост и требует специального оборудования и инструментов. Грубые дефекты можно зашлифовать специальной шлифовальной машиной или обычной наждачной бумагой вручную. Для более кропотливой шлифовки применяют небольшие станки – граверы.
Однако после шлифовки изделие теряет свой блеск, который можно восполнить полировкой или покрытием лаком. Полируют изделия обычно с помощью специального средства – полировальных средств, которыми растирают поверхность изделия ветошью/полировальными губками или полировальным кругом. Но если вы решили вместо этого покрасить лаком, выберите хороший, не желтеющий. Лак тоже можно заменить смолой, но только в том случае, если есть возможность покрыть поверхность литьем, потому что если смола наносится кистью, она может лечь неравномерно.
Как работать с эпоксидной смолой: общие советы для начинающих
Эпоксидная смола - это материал, который позволяет создать красивые, качественные и уникальные предметы. Однако, для получения нужного результата, важно полностью соблюдать инструкции и условия использования.
Перед началом работы, тщательно прочитайте статьи, смотрите видео и изучайте особенности этого типа материала. Также важно использовать высококачественные марки эпоксидки, чтобы избежать различных неприятностей.
Не забывайте соблюдать условия приготовления и заливки материала, использовать чистые и сухие инструменты и работать в защищенных от пыли помещениях.
При заполнении формы, добавляйте элементы поочередно, чтобы избежать прорезей и создать более ровную застывшую поверхность.
С отдельной важностью стоит уделить внимание правильным размерам и дизайну, чтобы получить красивые и гладкие поверхности. Нельзя забывать и о втором компоненте, который добавляют в смолу.
Чтобы получить более полное содержание и полезные советы по техникам работы с эпоксидом, не забудьте прочитать комментарии авторов статей и видео инструкций. Создайте новую эпоху в изготовлении кухонных принадлежностей и мебели своими руками с помощью эпоксидной смолы.